Ответы на эти вопросы знают транспортные эксперты и проектировщики. Они предлагают не совсем обычное для Минска решение проблемы, сложившейся на одном из самых сложных перекрестков города. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник.
Выход из станции метро «Каменная Горка». Здесь к ул. Притыцкого примыкают ул. Кунцевщина и ул. Лобанка. У тех, кто бывает в этом месте в часы пик, часто возникают похожие ассоциации: хаос, ералаш, неразбериха.
Хлесткие выражения слышатся из уст пассажиров, которые пользуются остановкой возле строительного торгового центра. Недобрым словом этот остановочный пункт нередко поминают и водители общественного транспорта…
Реально ли разгрузить здешние остановочные пункты и проезжую часть, а значит, избавить пассажиров и водителей от неприятных впечатлений? После изучения и анализа проблемы совместный вариант ее решения предложили УП «Минскградо» и БАЭС.
Истоки
Но прежде – о причинах подобных проблем, которые, по мнению Юрия Важника, архитекторы, проектировщики и застройщики просто обязаны учитывать при планировании новых и реконструкции старых районов города.
– Перекресток улиц Притыцкого – Лобанка – Кунцевщины построен не так давно, – рассказывает Юрий Важник. – Но, как и во многих точках города, здесь этот узел сооружали не как цельную функциональную систему, а как стандартный большой перекресток, без учета функций и особенностей прилегающих районов.
Эти особенности специалист разложил по полочкам:
* здесь пересекаются мощнейшая радиальная магистраль (состоящая из ул. Романовская Слобода, Кальварийской и Притыцкого), идущая из центра к западной окраине города, и первый въездной элемент городской кольцевой структуры. Такое сочетание требует эффективных развязки и транспортно-пересадочного узла-терминала;
* в этом месте расположена конечная, самая загруженная станция метро. Причем соотношение нагрузки на вестибюли станции «Каменная Горка» составляет 10 к 1 (имеются в виду вестибюль у перекрестка и другой – напротив дома № 140 на ул. Притыцкого). Соответствующая диспропорция наблюдается и на прилегающей сети наземного транспорта;
Это остановочный пункт возле вестибюля станции напротив 140-го дома на ул. Притыцкого. Фото сделано в то же время, что и на остановке возле «Материка».
* жители нескольких крупнейших спальных районов – Каменной Горки, Сухарево, Красного Бора, Масюковщины – утром массово едут отсюда в направлении центра, а вечером возвращаются обратно;
С этой остановки пассажиры вечером едут домой, в микрорайоны Каменной Горки
* возле перекрестка расположено большое количество объектов притяжения горожан – как огромные торговые центры, так и мелкие магазинчики и кафешки. Еще ряд подобных заведений должен открыться в ближайшее время;
* для автомобилей здесь нет никаких ограничений, все повороты разрешены.
Броуновское движение
Остановочный пункт «Станция метро «Каменная Горка» возле «Материка» – уникальный объект, – считает Юрий Важник. – Как подтвердили наши обследования, фото- и видеосъемка, посадочная площадка слишком мала для такого количества пассажиров, движущихся в разных направлениях, особенно в часы пик. Она искусственно заужена. Для торговли это место сосредоточия потенциальных покупателей.
Часть пространства, свободного от торговых павильонов, оккупировали нелегальные продавцы.
Из-за большого количества маршрутов транспорта (а их здесь больше 20!) остановка длинная.
Люди толпятся посередине площадки, не зная, где именно остановится их автобус или троллейбус. Чтобы в такой ситуации успеть на него, иногда нужно проявлять чудеса сноровки. А входить в транспортное средство часто приходится не с борта остановки, а с проезжей части.
Подъезды к остановочному пункту практически всегда забиты такси и автомобилями, которые остановились «на минуточку».
Из-за них водители общественного транспорта зачастую не могут подъехать к площадке и останавливают машины так, что идущий сзади транспорт блокирует перекресток.
По завершении посадки автобусу сложно выехать из «кармана» опять же из-за припаркованных автомобилей и тех, что пытаются повернуть к торговому центру.
Как итог – остановка автобуса или троллейбуса длится почти в полтора раза дольше, чем в нормальных условиях.
Как по рельсам
По мнению председателя правления БАЭС, такие перекрестки в принципе должны иметь особый статус. Поэтому и строить их нужно было по-другому. Но имеем то, что имеем.
Варианты решения проблемы не раз обсуждались со специалистами УП «Минскградо», ГУ «Столичный транспорт и связь», ГП «Минсктранс».
– Пока решено опробовать идею на трех остановках возле станции метро «Каменная Горка»: на перекрестке ул. Лобанка и Кунцевщины с ул. Притыцкого, а также на перекрестке ул. Лобанка и Бурдейного, – продолжает Юрий Важник. – Мы должны принципиально изменить подход к существующей ситуации. Сейчас все рассуждают так: автобус (троллейбус) мешает другим видам транспорта, поэтому остановочный пункт нужно прятать в «карман». А мы считаем, логика должна быть противоположной: все остальные мешают автобусу. Он станет главным и пойдет по прямой линии, как электричка, причем по 2-й полосе, не заезжая «в карман». К этой полосе приблизим и посадочную площадку. Благодаря этому она станет шире, а значит, более комфортной для пассажиров. Но самое главное – ни стоящие возле остановки такси, ни припаркованные легковушки в этом случае не помешают общественному транспорту.
По нашим расчетам, такое решение поможет автобусам и троллейбусам в этом месте двигаться, высаживать и принимать пассажиров на 25 % быстрее. Есть возможность еще улучшить этот показатель, аналогично обустроив остановочный пункт на ул. Кунцевщина перед перекрестком с Притыцкого. На этой остановке пассажиры смогут высаживаться, чтобы идти в метро, а возле «Материка» – ожидать общественный транспорт, чтобы ехать в направлении Сухарево.
То есть выделенной здесь станет не крайняя правая, о которой так много говорилось в последние годы, а 2-я полоса.
– Но тогда в этом месте сузится проезжая часть. Разве это не создаст новых проблем? – задаю Юрию Важнику вопрос, который наверняка возникнет у большинства читателей.
– Во-первых, правая крайняя, как мы уже говорили, все равно занята стоящими автомобилями. Так будет и дальше, только эту полосу заузят до ширины стояночного места. Во-вторых, возможности для движения автомобилей не сократятся благодаря ставшей уже традиционной оптимизации разметки полос с выделением левоповоротных. Кроме того, будет отлажена координация светофоров, в основном в интересах общественного транспорта. Мы изучили опыт разных городов Европы и США, где такие схемы применяются довольно часто. И никаких заторов, несмотря на интенсивное движение транспорта.
Лиха беда начало
Проблемный перекресток на западе Минска – лишь одна точка столицы, где остро стоят конфликты между общественным и личным транспортом, транспортом и пешеходами и т. п. Городские власти всерьез заинтересовались проектными предложениями по обустройству выделенных полос не только на главных магистралях, но и на отдельных участках улично-дорожной сети в других точках города.
Специалисты УП «Минскградо» определили потенциальные места в городе, где должны появиться выделенные полосы для общественного транспорта. А эксперты БАЭС предложили пилотные варианты организации этих полос в пяти уголках столицы с разными транспортными условиями:
+ на пр. Независимости;
+ на ул. Немига;
+ в местных проездах вдоль пр. Независимости в Уручье;
+ на ул. Тимирязева в районе ТЦ «Ждановичи», где есть потребность не столько в выделении полосы, сколько в предотвращении помех автобусам и маршруткам. Делиниаторы, установленные там по инициативе БАЭС два года назад, до сих пор успешно выполняют свою функцию: там, где они имеются, нарушений правил парковки нет.
– Если мы найдем оптимальные решения по перечисленным типовым точкам, успешно опробуем их на практике, то сможем двигаться дальше, – резюмирует Юрий Важник. – Тогда можно разворачивать полномасштабную работу в этом направлении и ожидать конкретных результатов: скорость сообщения общественного транспорта в некоторых местах можно поднять почти вдвое.
Дополнительная информация
Один из пунктов Концепции повышения качества услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, принятой недавно в Минске, – увеличение скорости сообщения. Это скорость с учетом всех остановок в пути – на светофорах, при высадке-посадке пассажиров, в пробках и т. д. Сегодня этот показатель составляет в среднем около 16 км/ч, а в худших случаях бывает 5–7 км/ч. В то же время, по данным ГУ «Столичный транспорт и связь», повышение скорости сообщения общественного транспорта по всему городу на 1 км/ч позволило бы на миллиарды рублей снизить расходы на перевозки пассажиров (потому что понадобилось бы меньше подвижного состава для выполнения тех же объемов транспортной работы).
Простейший способ «ускорения» автобусов и троллейбусов – выделить обособленных полос. Формально они существуют на двух главных проспектах столицы. Но, как показала практика, выделение неэффективно, если соблюдение ограничения не контролируется…
АВТОР: Магда Крепак
Источник: http://minsknews.by/blog/2015/04/09/problemnyiy-perekrestok-na-zapade-stolitsyi-sobirayutsya-vyilechit-a-ryadom-raspolozhennyie-ostanovki-razgruzit/