ПРОБЛЕМНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК НА ЗАПАДЕ СТОЛИЦЫ СОБИРАЮТСЯ «ВЫЛЕЧИТЬ», А РЯДОМ РАСПОЛОЖЕННЫЕ ОСТАНОВКИ – РАЗГРУЗИТЬ

Как «ускорить» общественный транспорт? Может ли автобус стать «электричкой»? Когда развяжут гордиев узел на западе столицы?

 

Ответы на эти вопросы знают транспортные эксперты и проектировщики. Они предлагают не совсем обычное для Минска решение проблемы, сложившейся на одном из самых сложных перекрестков города. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник.

DSCN0248 copy

Выход из станции метро «Каменная Горка». Здесь к ул. Притыцкого примыкают ул. Кунцевщина и ул. Лобанка. У тех, кто бывает в этом месте в часы пик, часто возникают похожие ассоциации: хаос, ералаш, неразбериха.

Хлесткие выражения слышатся из уст пассажиров, которые пользуются остановкой возле строительного торгового центра. Недобрым словом этот остановочный пункт нередко поминают и водители общественного транспорта…

DSCN0300 copy

Реально ли разгрузить здешние остановочные пункты и проезжую часть, а значит, избавить пассажиров и водителей от неприятных впечатлений? После изучения и анализа проблемы совместный вариант ее решения предложили УП «Минскградо» и БАЭС.

Истоки

Но прежде – о причинах подобных проблем, которые, по мнению Юрия Важника, архитекторы, проектировщики и застройщики просто обязаны учитывать при планировании новых и реконструкции старых районов города.

– Перекресток улиц Притыцкого – Лобанка – Кунцевщины построен не так давно, – рассказывает Юрий Важник. – Но, как и во многих точках города, здесь этот узел сооружали не как цельную функциональную систему, а как стандартный большой перекресток, без учета функций и особенностей прилегающих районов.

Эти особенности специалист разложил по полочкам:

* здесь пересекаются мощнейшая радиальная магистраль (состоящая из ул. Романовская Слобода, Кальварийской и Притыцкого), идущая из центра к западной окраине города, и первый въездной элемент городской кольцевой структуры. Такое сочетание требует эффективных развязки и транспортно-пересадочного узла-терминала;

* в этом месте расположена конечная, самая загруженная станция метро. Причем соотношение нагрузки на вестибюли станции «Каменная Горка» составляет 10 к 1 (имеются в виду вестибюль у перекрестка и другой – напротив дома № 140 на ул. Притыцкого). Соответствующая диспропорция наблюдается и на прилегающей сети наземного транспорта;

DSCN0307 copy

Это остановочный пункт возле вестибюля станции напротив 140-го дома на ул. Притыцкого. Фото сделано в то же время, что и на остановке возле «Материка».

 

* жители нескольких крупнейших спальных районов – Каменной Горки, Сухарево, Красного Бора, Масюковщины – утром массово едут отсюда в направлении центра, а вечером возвращаются обратно;

DSCN0241 copy

С этой остановки пассажиры вечером едут домой, в микрорайоны Каменной Горки

 

* возле перекрестка расположено большое количество объектов притяжения горожан – как огромные торговые центры, так и мелкие магазинчики и кафешки. Еще ряд подобных заведений должен открыться в ближайшее время;

* для автомобилей здесь нет никаких ограничений, все повороты разрешены.

DSCN0294 copy

 

Броуновское движение

Остановочный пункт «Станция метро «Каменная Горка» возле «Материка» – уникальный объект, – считает Юрий Важник. – Как подтвердили наши обследования, фото- и видеосъемка, посадочная площадка слишком мала для такого количества пассажиров, движущихся в разных направлениях, особенно в часы пик. Она искусственно заужена. Для торговли это место сосредоточия потенциальных покупателей.

DSCN0254 copy

DSCN0268 copy

Часть пространства, свободного от торговых павильонов, оккупировали нелегальные продавцы.

DSCN0250 copy

DSCN0251 copy

DSCN0273 copy

DSCN0284 copy

Из-за большого количества маршрутов транспорта (а их здесь больше 20!) остановка длинная.

DSCN0263 copy

Люди толпятся посередине площадки, не зная, где именно остановится их автобус или троллейбус. Чтобы в такой ситуации успеть на него, иногда нужно проявлять чудеса сноровки. А входить в транспортное средство часто приходится не с борта остановки, а с проезжей части.

DSCN0289 copy

Подъезды к остановочному пункту практически всегда забиты такси и автомобилями, которые остановились «на минуточку».

DSCN0265 copy

DSCN0286 copy

Из-за них водители общественного транспорта зачастую не могут подъехать к площадке и останавливают машины так, что идущий сзади транспорт блокирует перекресток.

По завершении посадки автобусу сложно выехать из «кармана» опять же из-за припаркованных автомобилей и тех, что пытаются повернуть к торговому центру.

Как итог – остановка автобуса или троллейбуса длится почти в полтора раза дольше, чем в нормальных условиях.

Как по рельсам

По мнению председателя правления БАЭС, такие перекрестки в принципе должны иметь особый статус. Поэтому и строить их нужно было по-другому. Но имеем то, что имеем.

Варианты решения проблемы не раз обсуждались со специалистами УП «Минскградо», ГУ «Столичный транспорт и связь», ГП «Минсктранс».

– Пока решено опробовать идею на трех остановках возле станции метро «Каменная Горка»: на перекрестке ул. Лобанка и Кунцевщины с ул. Притыцкого, а также на перекрестке ул. Лобанка и Бурдейного, – продолжает Юрий Важник. – Мы должны принципиально изменить подход к существующей ситуации. Сейчас все рассуждают так: автобус (троллейбус) мешает другим видам транспорта, поэтому остановочный пункт нужно прятать в «карман». А мы считаем, логика должна быть противоположной: все остальные мешают автобусу. Он станет главным и пойдет по прямой линии, как электричка, причем по 2-й полосе, не заезжая «в карман». К этой полосе приблизим и посадочную площадку. Благодаря этому она станет шире, а значит, более комфортной для пассажиров. Но самое главное – ни стоящие возле остановки такси, ни припаркованные легковушки в этом случае не помешают общественному транспорту.

Лобанка-Притыцкого copy

По нашим расчетам, такое решение поможет автобусам и троллейбусам в этом месте двигаться, высаживать и принимать пассажиров на 25 % быстрее. Есть возможность еще улучшить этот показатель, аналогично обустроив остановочный пункт на ул. Кунцевщина перед перекрестком с Притыцкого. На этой остановке пассажиры смогут высаживаться, чтобы идти в метро, а возле «Материка» – ожидать общественный транспорт, чтобы ехать в направлении Сухарево.

То есть выделенной здесь станет не крайняя правая, о которой так много говорилось в последние годы, а 2-я полоса.

– Но тогда в этом месте сузится проезжая часть. Разве это не создаст новых проблем? – задаю Юрию Важнику вопрос, который наверняка возникнет у большинства читателей.

– Во-первых, правая крайняя, как мы уже говорили, все равно занята стоящими автомобилями. Так будет и дальше, только эту полосу заузят до ширины стояночного места. Во-вторых, возможности для движения автомобилей не сократятся благодаря ставшей уже традиционной оптимизации разметки полос с выделением левоповоротных. Кроме того, будет отлажена координация светофоров, в основном в интересах общественного транспорта. Мы изучили опыт разных городов Европы и США, где такие схемы применяются довольно часто. И никаких заторов, несмотря на интенсивное движение транспорта.

Bus_bulb_on_Broadway_below_Canal_street copy

bus-bulb-by-Tribeca-Citizen copy

BusBulbsSBS copy

 

Лиха беда начало

Проблемный перекресток на западе Минска – лишь одна точка столицы, где остро стоят конфликты между общественным и личным транспортом, транспортом и пешеходами и т. п. Городские власти всерьез заинтересовались проектными предложениями по обустройству выделенных полос не только на главных магистралях, но и на отдельных участках улично-дорожной сети в других точках города.

Специалисты УП «Минскградо» определили потенциальные места в городе, где должны появиться выделенные полосы для общественного транспорта. А эксперты БАЭС предложили пилотные варианты организации этих полос в пяти уголках столицы с разными транспортными условиями:

+ на пр. Независимости;

+ на ул. Немига;

+ в местных проездах вдоль пр. Независимости в Уручье;

+ на ул. Тимирязева в районе ТЦ «Ждановичи», где есть потребность не столько в выделении полосы, сколько в предотвращении помех автобусам и маршруткам. Делиниаторы, установленные там по инициативе БАЭС два года назад, до сих пор успешно выполняют свою функцию: там, где они имеются, нарушений правил парковки нет.

– Если мы найдем оптимальные решения по перечисленным типовым точкам, успешно опробуем их на практике, то сможем двигаться дальше, – резюмирует Юрий Важник. – Тогда можно разворачивать полномасштабную работу в этом направлении и ожидать конкретных результатов: скорость сообщения общественного транспорта в некоторых местах можно поднять почти вдвое.

Дополнительная информация

Один из пунктов Концепции повышения качества услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, принятой недавно в Минске, – увеличение скорости сообщения. Это скорость с учетом всех остановок в пути – на светофорах, при высадке-посадке пассажиров, в пробках и т. д. Сегодня этот показатель составляет в среднем около 16 км/ч, а в худших случаях бывает 5–7 км/ч. В то же время, по данным ГУ «Столичный транспорт и связь», повышение скорости сообщения общественного транспорта по всему городу на 1 км/ч позволило бы на миллиарды рублей снизить расходы на перевозки пассажиров (потому что понадобилось бы меньше подвижного состава для выполнения тех же объемов транспортной работы).

Простейший способ «ускорения» автобусов и троллейбусов – выделить обособленных полос. Формально они существуют на двух главных проспектах столицы. Но, как показала практика, выделение неэффективно, если соблюдение ограничения не контролируется…

АВТОР: Магда Крепак
Источник: http://minsknews.by/blog/2015/04/09/problemnyiy-perekrestok-na-zapade-stolitsyi-sobirayutsya-vyilechit-a-ryadom-raspolozhennyie-ostanovki-razgruzit/